Свадебный обряд удмуртов — последовательность традиций

Культура каждого народа по-своему уникальна и неповторима. Традиции и верования, определяющие уклад жизни различных этносов даже в пределах одной страны, могут разительно отличаться. В одном они сходятся: появление новой семьи всегда празднуется с размахом, а непосредственно свадьбе предшествует длительный подготовительный период. Проводимые в период брачных торжеств обряды направлены на увеличение благосостояния новосозданной семьи, рождение здоровых, многочисленных детей. Удмуртская свадьба — это яркое действо в исконно народном стиле, проводимое с соблюдением национальных верований и обычаев.

Старинные брачные традиции удмуртского народа

Удмурты — малочисленная народность, проживающая в Прикамье. Первые племена на этой территории появились десять тысяч лет назад, а письменные источники об удмуртах насчитывают тысячелетие. Этот народ бережно сохранил свой самобытный образ жизни. Несмотря на влияние культуры других народов и православной веры, многие ритуалы соблюдаются с языческих времен и до сей поры.

Современная жизнь вносит свои коррективы, этого никак не избежать. Удмуртия, как и все республики Российской Федерации, шагает в ногу со временем. Какие-то обычаи устарели и почти забыты, о них помнят лишь этнографы, да старики из глухих деревень. Что-то утратило свой смысл, отброшено за ненадобностью. Но освященная веками основа брачного обряда почитается, неуклонно соблюдаясь. Ритуал единения мужчины и женщины для создания новой семьи являет неповторимый колорит исконно удмуртских обычаев.

Несмотря на языческие корни, влияние православной веры на культуру удмуртов велико. Свадьба в Удмуртии, как правило, приурочивалась к большим христианским праздникам. Летний период считался крайне неблагоприятным временем для брака, работы в деревнях летом — непочатый край.

Как только заканчивалась уборка урожая – по всем селам начинали греметь свадьбы, это время от середины октября до середины ноября. Сочетаться узами брака именно в этот период считалось наиболее благоприятной приметой. Свадьба, благословленная обильным урожаем прошедшего года, сулила благополучную сытную жизнь, многочисленное потомство. А зимой было принято жениться, начиная от Крещения, 19 января, до весенней Масленицы. Запретными днями считались среда, пятница и воскресенье.

Особенностью старинной удмуртской свадьбы являются длительные перерывы между этапами обряда. Зачастую, они продолжались по нескольку месяцев. Таким необычным образом семьям и самим брачующимся давалось время собраться с духом и подготовиться к следующему сложному действу в целой череде ритуалов.

сватовство невесты

Период выбора невесты и сватовство

Все вопросы, касательно знакомства и женитьбы решались старшими членами семьи. Девушки-невесты, достигшие брачного возраста, права голоса не имели. Зачастую, молодого жениха также никто не спрашивал. Подыскивать сыну невесту начинали, когда ему исполнялось 13-14 лет, а самым подходящим возрастом для женитьбы считали 16-18 лет. Будущая супруга должна была быть здоровой, работящей, спокойной по характеру, не калекой.

Умения и способности девушки тщательно оценивались, также, как благосостояние ее родственников, величина приданого. О девушке не должно было ходить никаких порочащих слухов. Очень часто невеста была на 2-6 лет старше жениха. Причины таких решений сугубо практичные: в хозяйстве нужны были рабочие руки. Девочку-подростка еще обучать требовалось, да неизвестно, какая из нее хозяйка бы вышла. Впрочем, родители девушек отдавать их замуж не торопились — все по тем же причинам.

К поиску подходящей кандидатуры активно привлекались родственники и знакомые. Рекомендации могли давать при необходимости зрелые замужние дамы, которые тщательно изучали потенциальных невест. Таких женщин называли дэмчи — свахи. Признанные дэмчи давали исчерпывающую информацию по кандидаткам, включая их характер, предпочтения, добропорядочность, трудолюбие, полную характеристику всей родни, а также их достаток.

Как только кандидатура была одобрена на семейном совете, готовились к сватовству. Сватом выступал отец жениха, дэмчи и выборные из ближней родни. Разговор заводила сваха, используя красочные иносказания, да порой еще и стихами, расписывая достоинства столь удачной партии для их дочери. Но родители невесты держались стойко. Получить положительный ответ с наскока не удавалось никому.

Неудавшиеся сваты откланивались, забывая что-то из одежды, как правило, рукавицы или пояс. Возвращались за потерей спустя несколько дней и снова заводили ту же песню. Порой, «забывать» приходилось по пять-шесть раз. Когда родня невесты все же смирялась с мыслью о скором прощании со своей кровиночкой, загнанных сватов ожидал разогретый невестой самовар и душистый чай.

Если родня категорически не соглашалась на предложенную партию, девушка демонстративно сдергивала скатерть со стола, выбегая из дому.

Как раз за столом обсуждался размер йырдона, выкупа за невесту, приданого выбранной красавицы и учет совместных трат на проведение торжеств. Долгие и весьма непростые переговоры оканчивались ко взаимному согласию, когда мельчайшие детали, вплоть до облачения невесты и количества полотенец в приданом были учтены.

Сватовство заканчивалось преподнесенным караваем с пиалой, полной масла, на нем. Это право предоставлялось, как правило, матери невесты или старшей женщине в доме. Представитель счастливого жениха бросал в масло серебряные монетки, знаменуя переход девушки в статус официальной невесты.

Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе

Родственники с обеих сторон готовились по отдельности. На свое усмотрение приобретали и заготавливали продукты для праздничного стола, шили и покупали наряды, украшения. Забивали скот, подготавливали оговоренный калым и приданое. Доставалось все самое лучшее — свадьба должна была продемонстрировать достаток семьи, богатство жениха и красоту невесты, а также сплоченность их родственников.

Принято было лично звать на праздник приглашенных родственников, друзей и уважаемых людей — это знак наивысшего почтения. В основном, этим занималась мужская часть семьи, поскольку женщинам хватало хлопот с подготовкой.

жених и невеста в народных костюмах Удмуртии

Свадебный обряд

Торжественные ритуалы по сочетанию брачными узами условно делились на две части. Сначала праздник проходил в доме невесты, затем все дружно направлялись к жениху, где продолжались ритуалы и пир. Однако, если девушку увозили из отчего дома сразу по достижению сговора, праздновать начинали у родителей новобрачного.

Сюан — празднование в доме невесты

Родня жениха снаряжала свадебный поезд, состоящий из множества повозок, запряженных лошадьми. Поезд украшался как можно богаче, в том числе сбруя. Повязывались ленты, цветы, металлические и драгоценные мониста, кольца. Жениха провожали остающиеся в доме родственники, давая шутливые и серьезные наставления. Поезжане – так назывались участники шествия, выбирали из своего числа наиболее уважаемого мужчину, который возглавлял парадный кортеж и распоряжался на свадьбе. Присутствие дэми было обязательным.

Родня избранницы в поездке участия не принимала. Их обязанностью было помочь с организацией пира, встретить и потчевать гостей. Дом к приезду гостей роскошно украшали. Все доступные поверхности застилались парадными скатертями и гобеленами, окна и зеркала обрамлялись вышитыми рушниками. На стол подавались соленья, холодное мясо, хлеб и домашняя выпечка.

Поезжан встречали у ворот, с порога предлагая выпивку – кумышку, национальный крепкий напиток, лепешки или хворост. Кто хотя бы кусочка не откусил – во двор не пускали. Представляли руководителей торжеств, а затем рассаживались к столу. Начинались долгие песни до самого конца застолья. Именно в песнях описывались все достоинства жениха и невесты, знакомя таким образом молодых друг с другом и новыми родственниками. Спев все, что только можно было озвучить в отношении брачующихся, гости и хозяева пели прощальные песни, собирали невесту. Вручались подготовленные подарки.

жених целует руку невесты

Ярашон – празднование в доме жениха

Ярашон назначался, как правило, по истечении нескольких дней или недель. Если Сюан праздновали на Рождество, то следующий этап назначали на Масленицу. Праздничный кортеж должен был посетить дома родственников и уважаемых людей, обязательно заезжали к распорядителю свадебных торжеств. В каждом доме их ждало угощение, их учили обрядовым песням, давали наставления для благополучной жизни. При этом, новобрачные сами песен не исполняли.

Где-то в процессе поездки пропадала новобрачная. Безутешный жених должен был ее найти. Пир продолжался в доме жениха. Когда девушка вступала на территорию, ей под ноги бросали подушку – чтобы характер был мягкий и уживчивый.

Заключительный день празднования знаменовался маскарадом. Чем причудливее был представленный образ — тем веселее. Поезжане прощались с новобрачными, стараясь всеми силами довести молодую до слез. Считалось благой приметой, если она выплачется – тем меньше горестей останется на ее долю в будущем.

брачная ночь

Первая брачная ночь

Избранницу встречала свекровь и провожала на женскую половину. Там она расплетала девичью косу, делала женскую прическу и надевала чалму, которую отныне замужняя женщина должна была носить постоянно. После этого молодых оставляли на первую брачную ночь, окутывая их ложе вытканным невестой пологом.

Интересные обычаи удмуртской свадьбы

Каждый народ имеет свои оригинальные маленькие обычаи и приметы, касающиеся вступления в брак. Удмурты не являются исключением.

  • Сваты должны были иметь при себе отборный нюхательный табак. Если он понравится отцу невесты — согласие, считай, в кармане.
  • Оба родителя не должны были принимать участие в сватовстве, только отец или старший родственник, а при их отсутствии — мать.
  • Одним из оригинальных обычаев удмуртов является возможность забрать сговоренную невесту в дом жениха сразу по окончании сватовства.
  • Девушка сама должна была вышить полог, которым закрывали постель новобрачных.
  • Чтобы новобрачных выпустили из дома родителей девушки, жених должен был заплатить выкуп.
  • Когда невеста готовила табани — дрожжевые блины в доме жениха, ей всячески мешали дружки жениха, закрывая заслонки в печи, превращая работу в веселую игру. Чтобы прекратить безобразие, парням подносили выпивку.
  • Основными считались обряд одевания невесты в доме мужа, когда ее облачали в женский головной платок, и купание, когда девушку обливали водой из ведер наутро после первой брачной ночи.
  • У хозяев дома могли потребовать бочонок кумышки, причем именно той, что была сделана на рождение новобрачного.

Все обычаи на удмуртской свадьбе имели глубокое обрядовое значение, или способствовали созданию необходимого настроя. Всё же, переход из одной семьи в другую – весьма сложный период.

невеста в Удмуртии

Вступление в новую жизнь

Поутру начинались испытания новоиспеченной супруги. Она должна была продемонстрировать свое приданое, которое придирчиво оценивали новые родственники. А также – убедить всех в своих кулинарных и хозяйственных умениях. Девушка должна была приготовить угощение для гостей и родственников со стороны мужа, выполнить задания по хозяйству. Затем все отправлялись к реке, где совершался ритуал омовения, молодая женщина бросала в воду монетку из серебра и набирала воды. На этой воде готовилось угощение для гостей.

Родственники невесты могли навестить молодую только спустя несколько дней. Молодая супруга не могла наносить визиты даже родителям без сопровождения мужа или свекрови. Следующие месяцы после свадьбы знаменовались визитами к многочисленным родственникам. Так юную жену знакомили с новой родней. Предназначенная в приданое скотина забиралась в первую осень после свадьбы. И это действие завершало свадебный ритуал.

Современная свадьба в Удмуртии

В старинных обычаях много изменилось с течением времени. Особенно заметны стали перемены в последние десятилетия. Каковы же наиболее значимые отличия?

  • Девушке предоставлено право самостоятельно выбрать любимого, она может дать согласие на сговорной брак или отказаться. Хотя, традиционно, девушки все же прислушиваются к мнению родни.
  • В городах почти перестал соблюдаться обычай сватовства с многократными визитами, а нюхательный табак давно уже не употребляется.
  • Свадьбы справляются единовременно, без многонедельных церемоний.

Создание новой семьи — всегда праздник, насыщенный самыми яркими эмоциями. Удмуртская свадьба с соблюдением старинных обычаев наполнена глубинным смыслом и способна многое рассказать о жизненном укладе этого народа.

Вот видео в котором показано какое было приданое у удмуртов и как создавались наряды.

Adblock
detector