Традиции адыгской свадьба, последовательность ритуалов

Современная адыгская свадьба — это лишь отголоски традиций, которые были приняты в народе в давние времена. Исполнение обрядов сегодня является частью, разве что, жизни деревень. В крупных современных районах народ предпочитает вариант празднования торжества в банкетных залах по упрощенной схеме. В ранних традициях адыгской свадьбы было принято 2 основных этапа:

  • сватовство;
  • договор родни между собой и назначение дня торжества.

Каждый этап сопровождался традиционными народными приметами и суевериями, а также дополнениями, придающими адыгскому торжеству уникальности и своей изюминки.

Путешествие за суженной

В день торжества родственники жениха должны были приехать в дом к невесте и провести этап знакомства с ее родней. Сама девушка с подругами должна в это время не выходить из особой комнаты. По мусульманским обычаям, мулла имеет право зарегистрировать брак в доме невесты.

Приезд невесты

В общество невесту выводили под сопровождение песен и народных танцев. Родня девушки оставалась дома, на церемонии с ней присутствовали только ближайшие подруги и узкий круг доверенных лиц. Этап регистрации брака происходит в банкетном зале, куда молодожены приезжают отдельно друг от друга.

невеста с подружками в Адыгее

Этап вхождения невесты в домашний круг

После этого девушку должны были посвятить в род жениха, принять в семью. Старшая в роду женщина должна осыпать невесту следующими предметами:

  • монетами, которые символизируют достаток молодой семьи;
  • для изобилия молодых осыпают пшеном;
  • сладостями, чтобы привлечь многодетность и сладкую жизнь.

Далее она должна ногой наступить на овечью шкуру, что символизировало вход невесты в род мужчины. Далее ей обмазывают губы топленым маслом и медом для красноречия. После чего наступает этап поздравлений и дарения даров. Современные торжества предусматривают его проведение в банкетных залах.

адыгский жених

Этап возвращения жениха

Далее традиции свадьбы подразумевают встречу жениха с песнями и танцами. Он должен себя представить, далее назвать по именам родню до 3 колена. Это нужно для того, чтобы все поняли, что это действительно жених, а не кто-то другой. А подмены женихов в давние времена случались очень часто.

Этап приезда родни невесты на свадебную церемонию

Родня невесты приезжает в банкетный зал или к месту торжества чуть позже, привозя с собой приданое девушки. Однако данный этап — лишь один из шагов к законному браку Ему предшествует ряд традиций и наследия.

сватовство

Этап сватовства или лъыхъу

Само слово лъыхъу переводится как «поиск», «искать». Если изучить адыгский кодекс, который называется хабзэ, кража невесты для народа неприемлема. Проявлением чести и адыгства считается жест от родни жениха, когда они посылают сватов к родне невесты, узнав о намерении сына. Кстати, честь на адыгском языке переводится как нэмыс. В прежние времена пара знакомилась лично на определенных торжествах, некоторое время общалась и обменивалась типичными подарками. Из-за того, что этикет не позволял прилюдно говорить девушке о своих чувствах, без подарка церемония невозможна. Именно он считался символом взаимной симпатии и чувств.

Даря ответный подарок любимому, девушка говорила о взаимности чувств и перспективности возможного союза. После достижения девушкой того возраста, когда она могла вступать в брак, ей отводили специальную комнату, которая называлась пщащэ унэ в доме родителей. Где она могла принимать сватов и женихов и не отделяться в принципе от социальной жизни. В современном народе данная традиция утратила актуальность, и молодые люди спокойно сами могут ходить к интересным девушкам в дом без особого стеснения.

При обоюдном желании жениться молодой человек должен послать сватов в дом к девушке. Сваты должны быть уважаемыми представителями старшего поколения внутри семьи молодого. Родня девушки должна оказать сватам теплый прием и накрыть, по возможности, богатый стол. Далее ведется этап переговоров с родней невесты и в случае взаимного согласия назначается день торжества. Примечательно, что сами виновники торжества на переговорах не присутствуют.

адыгская невеста

Этап привоза невесты или нысашэ

Традиционная свадьба в Адыгее начинается с нысашэ. Родня жениха едет домой за девушкой. Причем, ранее поездки совершались на лошадях в повозках, сейчас преимущественно на автомобилях с флагом Адыгеи. Навстречу кортежам допускались дети, которые всячески пытались помешать молодым, постоянно требуя выкупа в виде денег или сладостей.

Родственники молодой невесты тоже не без дела. Они с раннего утра отвечают за приготовление столов и угощений. После прибытия родни жениха их должны рассадить за столы. После произнесения третьего тоста, который называется хъуэхъу, они могут познакомиться с будущей родней. Тем временем, в соседнем помещении идет обряд под названием нэчыхьытх, иначе говоря, мусульманская церемония бракосочетания. Во время процедур невеста должна находиться с подругами в отдельно выделенном помещении без доступа к посторонним.

В более ранние времена невеста, по традиции, должна была сама себе сшить свадебное платье.
У местных девушек не было принято играть свадьбу в платье белого цвета. При этом колорит мог быть любым, но чаще всего дамы выбирали бордовые оттенки.

В современном мире невесты предпочитают приобретать готовые платья или шить их на наказ, если позволяют финансы. В последнее время, однако, несмотря на современность, девушки отдают дань традициям и выбирают национальные белые костюмы для свадьбы, которые носят название адыгэ пщащэ.

После этапа знакомства и взаимных пожеланий дамы со стороны мужчины отправляются к невесте. Родственницы со стороны девушки имеют право потребовать къэтэджыпщэ, то есть выкуп как плату за возможность взять её под руки. Сильные торги в данном случает неуместны.

После договоренностей невесту ведут к ЗАГСу в сопровождении песен в исполнении мужской части гостей. Невесту усаживают в машину, после чего она направляется в ЗАГС чтобы зарегистрировать брак. В современном мире такая процедура проходит в банкетном зале для торжественных церемоний. Родня молодой девушки должны остаться дома и приехать вечером в банкетный зал с приданым.

С девушкой могут поехать только ближайшие подруги. Однако с 2000-х годов традиция упразднилась, и с девушкой могут поехать и представители родственной стороны. Но стоит вспомнить, что в дальние времена родня невесты на торжестве не присутствовала.

регистрация брака

Этап нэчыхьытх или регистрация брака

Само понятие «никях» пришло в язык Адыгеи из арабского наречия. В процессе оформления брака присутствуют следующие лица:

  • эфэнда или священнослужитель;
  • доверенные лица со стороны жениха и невесты или уэчыл;
  • свидетели.

У всех присутствующих должна быть шапка на голове во время церемонии и не важно, какой пол у гостя. Священники должны спросить у доверенных лиц, по-прежнему ли новобрачные согласны зарегистрировать брак. После получения подтверждения намерения от молодых, они должны встать друг напротив друга и протянуть руки с правой стороны. Ладони при этом должны соприкоснуться, но не полностью кроме больших пальцев. Они должны полностью упереться друг в друга.

Священники обхватывают большие пальцы молодоженов сверху. После ритуала он должен прочитать особую молитву три раза, каждый раз, в конце задавая вопрос «Женишь?», либо «Отдаешь?». Они должны при согласии ответить «Женил», «Отдал». Далее служитель читает молитву, завершая ее словом «Аминь». После которого, все присутствующие должны молиться, подняв руки к небу, Богу.

ввод невесты

Ввод невесты в дом жениха или унэишэ

Данный этап можно без преувеличения назвать самым красивым во всей свадебной церемонии. Несмотря на то, что этот этап считается приходом невесты в дом жениха, его отмечают в зале для банкетов или ресторанах. Сопровождая обрядовой песней невесту, ведут к старшим женщинам со стороны мужа, которые в полукруге ждут новобрачную. Одна должна осыпать девушку пшеном и монетками, которые называются къепхъых, что будет символизировать для молодой семьи достаток, изобилие и здоровое, большое потомство. Потом дары дают собрать детям, присутствующим на свадьбе.

Перед приездом девушки выносят шкуру овцы, которая называется  мэлыфэ, которая расстилается шерстью вверх. Невеста при помощи сопровождающих девушек, наступает сама лично на шкуру. Этот ритуал считается первым шагом в новую семью и род. При этом, необходимо следить, чтобы невеста наступила на шкуру именно правой ногой. В поверьях Адыгеи правая сторона считалась счастливым началом, а левая — злом. Далее, одна из спутниц, должна приподнять невесте фату.

В древние времена самая многодетная из гостей должна была слепить шарик из хлеба и наколоть его на острие особого копья. Которым далее, распорядитель должен был приподнять фату. После чего самая старшая в роде женщина должна обратиться к невесте с пожеланиями на будущее. Далее новоиспеченной девушке должны для красноречия смазать губы при помощи топленого масла и меда. После этого окружающие девушки вытирают ее губы, а окружающие могут подойти и поздравить девушку с началом новой жизни.

Поздравления начинает самая старшая женщина рода мужа, а оканчивается церемония общением со свекровью и свекром. Подходящие должны одарить невесту деньгами или золотом, который называется техьэпщIэ. Такой дар является своеобразным откупом и покупкой права на разговор с девушкой.

жених и невеста в Адыгее

Этап возвращения жениха или щауэишыж

В древние времена жених совсем не присутствовал на церемонии. Во время обрядовой свадьбы он отсиживался у знакомых или дальней родни. Потому был принят обряд по возвращению молодого человека в свой дом. Старейшие мужчины рода во главе со старшим, или как его называют тхьэмадэ, должны обратиться к жениху и заключить перемирие. Далее идет процесс ожидания процессии возврата. Сопровождая процессию песней, молодое поколение останавливается неподалеку и прислушивается к словам старших с призывом вернуться домой.

После прибытия юноша должен назвать имена родни вплоть до 3 колена. В ранние периоды представляли родню до 7 колена. Это делается для того, чтобы точно было понятно, он это или подставное лицо, которого нередко в древности посылали вместо жениха. После подтверждения тхамада просит жениха принимать чашу перемирия.

После чего он принимает поднос от старшего поколения и передает его другу, стоящему слева. Тут друзья в шуточной форме должны напасть на жениха и попытаться отобрать у него шапку. Задачей жениха было не дать себя в обиду и сделать так, чтобы шапка осталась на нем и при помощи прикрытия друзей старается покинуть двор торжества.

свадебные традиции

Этап знакомства родственников друг с другом или благъэзэгъэцIыху

В вечернее время приезжает родня невесты с угощениями и приданным, дыщасэ. Их принимают и усаживают за столы, после чего начинается этап знакомства родни друг с другом.

Стоит отметить, что в ранние времена родня невесты не присутствовала на торжестве, а знакомство семей происходило в отдельный день спустя время после брака.

В современном мире близких родственников обеих сторон отводят в отдельное помещение для знакомства. Во главу стола сажают самого старшего, справа от него сидит старший мужчина со стороны жениха, а слева старший мужчина со стороны молодой девушки. Мужчина со стороны жениха представляет всех родственников по фамилии и имени. Приглашенным гостям приносят гыш, блюдо из баранины, оно состоит из блэгъу или лопатки, а также правой части головы животного, мэлыщхьэ.

Право разделки головы предоставляется самому старшему гостю. Причем, существует строгий порядок деления частей животного между гостями:

  • ухо достается щхьэгъырыту или тому, кто следит за столом;
  • нижняя часть тому, кто сидит слева;
  • половина верхней части — сидящему человеку справа.

Оставшуюся часть головы он оставляет себе. Отдельно стоит сказать про человека, который ухаживает за столом. Его обязанности не сводятся к узкому кругу действий, полномочия куда шире. В первую очередь, это — младший представитель рода. В конце торжества ставят небольшой круглый столик, который называется адыгэ Iэнэ лъакъуищ. Он имеет три ножки и ставится перед воротами двора невесты. Старшие должны тремя сказанными тостами завершить церемонию.

Этап игрища или джэгу

Джэгу-это не отдельный свадебный элемент, который заслуживает внимания. Все свадебные обряды в Адыгее сопровождаются танцами и музыкой, а в промежутке между этими действиями проводится джэгу. Игрища — это тот этап свадьбы, где гостям предоставляется возможность продемонстрировать красоту танцев. Причем, танцы у народа тоже идут по определенным правилам.

Гости свадьбы встают в круг друг напротив друга таким образом, чтобы мужчины были напротив женщин. В руках у распорядителя игр или хьэтиякIуэ находится палочка из фундука, джэгуакIуэ баш. С ее помощью он вводит в круг определенную пару. после этого пара начинает танцы под аплодисменты окружающих. Все действия происходят под живую музыку, которую исполняют приглашенные музыканты. В современной стране на свадьбы приглашают профессиональных джэгуакIуэ и танцоров. Они должны хорошо знать  этикет Адыгеи, а также уметь украшать любое торжество танцами и пением.

Послесвадебный период

На следующие сутки после торжества новобрачные приезжают в дом невесты для общения с родителями.  Это важно, поскольку адыгская свадьба не предусматривала ранее присутствие родни невесты на церемонии. В прежние времена невеста приезжала к семье спустя год. Это время давалось на то, чтобы девушка успела родить первенца, а также адаптироваться к новой семье и обстановке.

Визит должен был показать родителям, что с дочерью все в порядке и она довольна своим положением. А также не забывает о своей семье и родителях. Также раньше актуальнее был визит спустя длительное время из-за того, что села были сильно разбросаны, и ездить часто к родственникам было неудобно. Сейчас такие препятствия себя изжили, а традиции сохранились лишь из-за уважения к предкам и прошлому, которое живет в генах этого удивительного народа.

Adblock
detector