Обычаи равнинного Дагестана — табасаранская свадьба


Жители равнинного Дагестана ревностно хранят традиции своей культуры, оберегая впитанные с молоком матерей семейные ценности и заведенные еще пращурами порядки. Тесный сплав веры, уважения к старшим и пришедших из глубины веков обычаев создал самобытный уклад жизни этого народа. Табасаранская свадьба была и остается основополагающим, самым радостным событием, влияющим на жизнь новобрачных, их родственников, друзей и соседей.

Традиции и верования табасаранцев

Согласно убеждениям табасаранцев, создание семьи – естественный и необходимый этап в жизни каждого человека. Женщины и мужчины, по каким-либо причинам не вступившие в брачные отношения и, соответственно, не имеющие детей, отторгались обществом. Подходящим возрастом для начала семейной жизни считался период 15-17 лет. Случаи похищения девушек, обычные для горских народов, были крайне редки – родня украденной девы начинала жестокую кровавую месть.

Обычно женились по сговору между семьями, когда детей сватали еще в колыбели. Были «обменные» браки. В зажиточных родах решения принимали главы семей, при этом, жених и невеста могли вовсе не знать друг друга. Тщательно проверялись состояние и репутация будущих супругов. Социально неравные браки были крайне редки. У простых табасаранцев возможностей было больше: парни могли познакомиться с девицами на общих работах, гуляниях или просто на улице. Очень часто такая встреча и недолгое общение приводили к сватовству и последующей свадьбе.

встреча гостей

Сговор и помолвка

К выбору будущей супруги семья жениха подходила со всей ответственностью. Обычно по достижению молодым человеком брачного возраста или незадолго до того, вся семья начинала искать подходящую по всем параметрам девушку – если не было ранней помолвки или она была расторгнута по веским причинам. Самого парня редко спрашивали о его пожеланиях, считалось, что послушный сын должен довериться мудрости старших в роду.

В будущих невестах весьма ценилась внешняя привлекательность, отсутствие ярко выраженных заболеваний. Скромность и трудолюбие, бережливость и добрый характер также считались ценными качествами. Невеста должна была иметь безупречную репутацию, а ее семья – занимать примерно равные позиции в обществе. Даже если парень сам находил себе невесту, и информировал об этом родных, кандидатка проверялась со всем тщанием. И лишь потом предпринимались следующие шаги.

Девушки в своей судьбе участия практически не принимали – таковы были законы табасаранцев. Они должны были исполнять волю старших родичей. Считалось, что те лучше знают, где ее ждет счастливая безбедная жизнь.

Когда выбранная невеста была одобрена на семейном совете, в дом ее родителей засылались сваты. Обычно группа состояла из замужних женщин семьи и матери жениха. Они несли с собой подарки: сладости, деньги и помолвочное колечко. По древнему ритуалу немедленного согласия никто не ждал. Родителям девушки давалось время на раздумья и оценку личности и семьи кандидата в женихи. К тому же, быстрое согласие могло насторожить сватов: неужели с девицей что-то неладно, и ее хотя побыстрее сбыть любому желающему?

Во время сватовства мать жениха еще раз оценивала девушку внешне и по характеру. Обычно жители соседних деревень друг о друге были наслышаны, так что беглого взгляда было достаточно. Все дети подходящего возраста росли на глазах общества, половина приходилась друг другу ближними и дальними родственниками.

Когда согласие со стороны представителей девицы все же было получено, начинались переговоры. Семьи обсуждали размер калыма и приданого, назначали день торжеств. Размеры выкупа могли быть самыми разными, по согласию, и зависели целиком от благосостояния семей. Зажиточные, разумеется, давали за своими детьми более ценные выкупы. Считалось позором проявлять скупость в этом вопросе.

танец джигита

Подготовительный период

Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.

Калым

За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.

Приданое

В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.

Девичье прощание

Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.

горные традиции Дагестана

Традиции свадебных торжеств

Свадьба традиционно гулялась три дня, назначали ее обычно на период с пятницы по воскресенье. В первый день свадьбы в доме жениха собиралась торжественная кавалькада. Все добро или скот, вошедший в калым, показательно, на виду у соседей, перевозили в дом родителей девушки – чтобы никто не мог сказать, что парень беден или не дал положенного выкупа. На воротах девичьего дома вывешивали флаги, по которым каждый табасаранец знал о проходящем торжестве.

Свадебные застолья у этого народа всегда проводились в доме невесты. «Зайти на огонек» мог кто угодно, особых приглашений никто не ждал. Гостей принимали независимо от личности, дружелюбно, угощали и привечали всех.

Из числа присутствующих выбирались распорядитель свадьбы – хан, и его помощники, которые отвечали за обильность угощения и выпивки.

Венчальный обряд-ниякх проводился в день свадьбы или накануне. По традициям этого народа, присутствия молодых не требовалось, были лишь уполномоченные представители с обеих сторон.

Интересные обычаи и приметы табасаранцев

  • При раннем младенческом сговоре отец девочки давал родителям парня нечто дорогое в качестве гаранта намерений.
  • Иногда жених не давал выкуп за невесту. Своеобразным «взаимозачетом» служила девушка из его рода, отданная за парня из семьи невесты.
  • Считалось несчастливым предзнаменованием увидеть молодоженам друг друга до свадьбы. Даже случайных встреч на улице избегали всеми способами – девица должна была быстро спрятаться, завидев будущего супруга.
  • Счастливый жених должен был подарить невесте некоторую денежную сумму.
  • Особой доблестью считалось украсть у «хана» папаху. В случае удачи распорядитель должен был заплатить выкуп.

Традиционное угощение

Обычными угощениями у табасаранцев являлась баранина и говядина в запеченном, тушеном и жареном виде, шашлыки, овечий сыр, лепешки с начинками и кисломолочные продукты. Лепили национальные пельмени, пироги с картофелем и творогом. Варили супа и разновидность местных макаронных изделий с соусами. Богат был стол на сладости из орехов, фруктов, ягод и меда.

Второй день свадьбы

По окончании первого дня пира, все гости и новобрачные расходились по своим домам. С заходом солнца на второй день жених должен был забрать свою невесту. Путь его был нелегок: встречались преграды в виде детей, которые выманивали сладости и мелкие монетки. Также он должен был заплатить за право войти во двор и ступить на порог ее дома. Расплатившись со всеми «вымогателями», жених мог забрать свою жену. Перевозили ее в сопровождении зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, тогда же забиралось и приданое.

После первой брачной ночи было принято извещать всех о невинности девушки, вывешивая на воротах окровавленную простыню. Затем молодая жена принимала поздравления и презенты от родни.

Табасаранская свадьба гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято шумно и многословно поздравлять счастливых молодоженов, желать от всего сердца лучшей жизни и любви.

Adblock
detector