Свадебные традиции на Алтае, последовательность действий


Алтайская свадьба — это то торжество, на котором стоит побывать каждому, если выдастся случай. Свадьба у народа делится на 4 различных вариантов:

  • этап сватовства к невесте;
  • кража без согласия девушки;
  • кража невесты с согласия девушки;
  • также допускается форма брака малолетних детей.

У каждой формы имеются свои традиции и обычаи. Сватовство считается наиболее приемлемой формой брака для всех вариантов. У холостяков и старых дев не было влияния и авторитета в обществе традиционного порядка. Именно поэтому процесс брака считался обязательным условием для состоявшихся молодых людей. Женатому наследнику дозволялось отделиться от родителей в том случае, если у младшего намечалась свадьба. При этом младший после свадьбы мог жить с родней и унаследовать все их хозяйство.

Свадебный обряд – это довольно яркое  и памятное мероприятие для каждого взрослого человека, которое знаменует собой создание новой, молодой семьи, ячейки общества. Свадьба на Алтае включает в себя 4 основных этапа:

  • сватовство;
  • предсвадебные хлопоты;
  • церемония свадьбы;
  • послесвадебный период.

По традиции, у каждого этапа были свои национальные особенности, которые придавали шарма и изюминки всей свадьбе на Алтае.

сватовство на Алтае

Первый этап: сватовство

Этот этап делился на переговоры семей между собой и официальную часть, кудалаш. В тех случаях, когда брак заключался по предварительной договоренности родителей обоих сторон, кудалаш считался логическим продолжением переговоров. Этап включал в себя неоднократное посещение родителями жениха стороны невесты для проведения переговоров и уточнения всех деталей торжества.

По достижении невестой 10-12 летнего возраста они приезжали с подарками, напоминая, таким образом, о договоре. Такие визиты могли продолжаться каждый год вплоть до совершеннолетия девушки. На протяжении данного периода жених невесте отправлял дары в виде мехов, кожи, различных материалов для хозяйства и прочего.

После наступления времени срока выдачи девушки сторона жениха должна была совершить кудалаш, а невесты устроить торжество в честь события. Празднество, которое сопровождалось обрядами и традициями, кончалось перевозом девушки в дом новоиспеченного мужа, предварительно прикрыв ее при помощи занавеса – кёжёгё. В знаковый день семья молодого организовывала церемонию кыс экельгени или привоза девушки. Общим итогом кудалаш становилось назначение даты и нюансов свадебного торжества и согласие сторон.

жених и невеста на Алтае

Этап предсвадебной подготовки

Обряды перед свадьбой происходили именно в данный период. Той или саму свадьбу играли обычно в осеннее время года. Во время этапа подготовки проводились встречи родни с целью укрепления родственных взаимоотношений и решения всякого рода недосказанностей. При этом родители парня несколько раз пересылали семье невесты материалы с целью облегчить сбор приданного:

  • шаалта (ткани, кожа, шерсть, меха);
  • скот, количество которого было оговорено семьями заранее.

Традиционное приданное или дёёжё, сеп начинали готовить с момента, когда девочке исполнялось 5 лет. Хранилось оно в специальных сумках из кожи (каптарах) и сундуках (кайырчактар).

В знаменательный день приданное доставлялось в дом семьи жениха. Накануне церемонии проводился этап сооружения жилища для молодой пары. Для церемонии родители жениха должны были привлечь дальнюю родню, друзей и соседей. Праздник под названием айыл тудуштын кёчёзи должен был завершать постройку.

Отдельно стоит упомянуть о кёжёгё — белом занавесе размерами 1,5 х 2,5 или 3 метра, который считался обязательным элементом торжества. Края занавеса были украшены специальными кисточками — оберегами, которые символизировали счастье молодой пары. Обереги такого типа вышивались родней жениха. Данный занавес привязывался к паре березок, которые срезали утром у подножья любой горы с Восточной ее части. Все действия должны были, в идеале, сопровождаться дополнительным благословением. Накануне торжества забивалось оговоренное количество скота.

Важная деталь: без проведения традиционного обряда свадебного торжества брак считался недействительным.

Регистрация пары в ЗАГСе и по сей день может не означать истинной процедуры создания семьи. У алтайского народа  есть мнение о том, что если семью легко создать, то и разрушить брачные узы будет также просто. Чем больше ответственности, тем крепче будут держаться узы брака.

Считается, что жених должен быть на 100% уверен в своем намерении жениться раз и навсегда, повторные браки у алтайцев не пользуются особым уважением. Народ уделяет большое внимание сакральному единению супругов при первичном браке, но дело не только в этом.

Род мужчины, по факту, проводит две церемонии свадьбы. Первая — скромная, молодежная на европейский манер. И традиционную алтайскую свадьбу, которой присущ настоящий размах по всем параметрам. Учитывая материальную сторону вопроса, сегодня процесс усложняется. Алтайский народ серьезно относится к традициям, а учитывая размах и пышность традиционного торжества, даже родовых сбережений не всегда хватает. Потому кредиты в местных банках пользуются спросом и многие не могут после расплатиться по ним даже спустя 5-10 лет.

Но если молодой — сирота, ему помогали всем селом. Взаимопомощь у алтайского народа — дело привычное. Тем более, что свадьба для алтайцев-церемония настолько священная, что никакой финансовый кризис не подорвет размаха торжества. Стоит отметить, что наиболее затратными считаются сельские свадьбы, куда созывается все село. Если молодые не пригласят кого-то, обида может затянуться на несколько поколений.

свадьба на Алтае

Традиции и обычаи свадебной церемонии Алтая

При нахождении невесты в доме будущего мужа свадьба начиналась оттуда же. Первой была церемония встречи делегации гостей с ее стороны. К назначенному месту гости приезжали не позднее 12 часов по полудни. Путешествие сопровождалось весельем и различными играми. Их суть заключалась в том, чтобы отнять мясное блюдо на деревянном подносе у соперников. После завершения церемонии гостей провожали к аилу и  организовывали торжественную встречу.

После приезда родня девушки должна была выставить напоказ часть приданного, которого привозили с собой. Перед тем, как занести его в аил, совершали еще одну обрядовую игру с названием дёёжё садары. Суть, которой заключалась в продаже приданного. Предлагая привезенное имущество родне жениха и гостям, сторона девушки старалась продать его за определенный выкуп. В такой забаве участвовал племянник невесты, которого наряжали в одежду дамы, имеющей семью. Его также могли продать собравшимся гостям.

Заносили в жилище имущество тоже в сопровождении игр. Сторона жениха данную церемонию дополняла различными угощениями со своей стороны. После проведения церемонии выкупа невесты женщины с обеих сторон должны были приступать к переоформлению нового аила. После сторона жениха шла к невесте, взяв с собой можжевеловые веточки. Также брали угощения и одежду из приданного, которое привезли родственники. Впереди несли ранее упомянутый кёжёгё. Левая сторона предназначалась для родственника мужа, справа шел представитель стороны невесты.

В аил невесты входили с песнями и плясками, а жена старшего брата должна была совершить обряд окропления домашнего очага. После выкупа невесту одевали в традиционный наряд и, с помощью кёжёгё, провожали в новый аил, предназначенный для свадьбы. Девушка обычно прикрывала лицо руками с широкими манжетами. Обряды после проходили примерно одинаково для всех форм заключения брачных уз.

Невесту провожали до жилища родителей молодого, совершая обряд окуривания можжевельником. Далее будущая свекровь должна была угостить девушку молоком и дать свое благословение. После чего, снова прикрыв невесту кёжёгё, 2 раза обводили вокруг нового дома. Далее входили в него, усаживая невесту на особое место. Оно обустраивалось так, чтобы девушка сидела, видя вход в дом, который ориентировался на восточную сторону.

Свадьба на Алтае имела свою кульминацию — плетение и свадебная укладка волос. В обряде принимали участие замужние женщины, которые имели опыт счастливой семейной жизни. За занавесом проводилась церемония переодевания в традиционный костюм для замужних особ. Обряд сопровождался пениями ритуального характера, а также снятием девичьих головных уборов. Затем волосы приводили в порядок и делили на 2 части, которые символизировали собой выпавшую женскую долю. Далее заплетали косы: левую часть плела женщина со стороны жениха, правую — невесты. Такое деление символизировало переход новобрачной из одной семьи в другую.

После окончания процесса плетения, косы складывали на груди, а на голову надевали шапку с острым концом, которая символизировала замужнее положение женщины, она называлась кураан бёрюк. Далее невесту угощали молоком, сопровождая церемонию пожеланиями счастья и семейного благополучия. После чего девушка становилась келин, иначе говоря, замужней дамой.

Важно отметить, что кёжёгё был табуированным элементом, который был неприкосновенным. Для того, чтобы показать гостям девушку, отец или дядя со стороны жениха приоткрывал его при помощи рукоятки плети, или парой веточек можжевельника. При этом обычно давались невесте наставления, чтобы та уважала старших и не перечила им. Далее полотно прикреплялось на уже постоянное место, которое находилось у кровати супругов. После к березе привязывали ритуальные вареные бедро и голень барана в знак пожелания семейного благополучия. По отношению к человеку, который открыл занавес, молодая соблюдала традицию избегания встреч любым способом.

Традиция с открытием полотна показывала, что невеста принята в род мужа. На смотрины собирался народ села или города. Далее начинался еще один этап ритуальных игр, который назывался сойкониш. После чего проводилось благословления молодой пары – башпаады, который символизировал сакральную привязку молодых к своему новому очагу как хозяев.

На свадьбе соблюдались не только особые правила рассадки гостей, но и их поведения. В первый день торжества невеста должна была угостить гостей чаем и молоком, который приготовила сама. Помощь жениха заключалась в подготовке дров, подношении воды и поддержании огня. Далее устраивались еще несколько ритуальных игр, суть одной из которых заключалась в том, чтобы заставить визжать пса. На торжестве со стороны девушки из родни могла быть только мама. После пира, в разгар праздника, родня жениха шла в гости к семье невесты, неся с собой дары в виде баранины или конины. Ритуал носит название белькенчек тюжюрип и является логическим продолжением церемонии плетения кос.

Если сватовство до свадьбы происходило у жениха в доме, то церемония белькенчек организовывалась в доме девушки. На церемонию родня со стороны жениха должна была взять с собой арчын, а также 2 тажура с молоком и с аракой и шалта. Родню встречать во дворе было не принято, потому они входили в дом, где самый старший сват молоком благословлял огонь и родню девушки. Гостей угощали молоком, которое они передавали молодой паре.

Далее родня жениха вносили заднюю часть туши барана. Мясо сопровождалось дополнением в виде тажура аракы. На подносе или блюде из дерева матери девушки подавали грудную часть, а бедро и таз – отцу и прочей родне. В роли шалта выступали чай, сладости и прочие виды десертов и угощений. Традиционно хозяева по паре щепоток даров бросали или даровали огню. Эмчек тажуур дарили матери девушки, а отцу тажур с аракой. После чего начиналось застолье, символизирующее принятие родней невесты новой семьи. Перед церемонией было принято повязывать пояса.

При долгой дороге сваты отправлялись обратно в день прибытия. С собой они забирали остаток приданного девушки. На следующий день свадьбы гостей также обильно потчевали. Для этого забивалась кобылица, достигшая двухлетнего возраста, и проводился байтал баш — пир на второй день после свадьбы. Как дополнение подавались прочие мясные блюда из свежего забитого скота.

Если у молодой девушки было менее двух детей в семье, ей было не положено сидеть в кругу старших родственников и пить аракы. Считалось позорным явлением напиться допьяна на свадьбе. Тех, кто не знал меры, заворачивали в войлок. На небольшом отрезке пути домой хозяева сопровождали гостей и, если дорога была дальней, делали несколько привалов с угощениями.

Послесвадебные традиции и обычаи

Заключительным считался обряд вступления молодоженов в законные супружеские отношения и признания сторонами родства. Вступал в силу обряд избегания мужчин старшего поколения невестой и наоборот. Невесте запрещались частые встречи с ними, а также она не должна была смотреть им прямо в лицо и называть по полному имени. К мужчинам старшим в роду, в том числе и к отцу мужа, девушка обращалась при помощи третьих лиц. Стоит сказать о взаимности запретов по данному критерию.

Молодая девушка не должна была показываться старшему поколению с непокрытой головой или голыми ногами. Не поощрялась излишняя оголенность тела при кормлении маленького ребенка, девушка должна была это делать в одиночестве. Мужская половина юрты для нее была под запретом, а к тем, кого она должна избегать при их посещении она поворачивалась спиной. Ей нельзя было садиться за стол с мужчинами, шутить или разговаривать с ними. Полноправными взрослыми молодые считались после рождения первенца.

Спустя 1 год или больше невесте, вместе с ребенком, дозволялось проведать свою семью в сопровождении супруга. Матери девушки дарили вместе с тушкой барана эмчек тажур. Подношение носило название эмчек каргыш или грудное молоко. После того, как тушка барана была сварена, ее делили на 2 части: правую отдавали бабушке, а левую зятю. В роли уплаты за молоко матери невесты приводили дойную скотину. Причем, обычно, это была кобыла. У коровы холодное дыхание, которым она не могла согреть жизнь. Потому ее при желании просто дарили в дар. Первая телка от дареной коровы предназначалась внуку, либо внучке. Отца за воспитание девушки благодарили подаренным конем при полном параде.

В доме у родителей девушки молодой муж вышивал особую ткань илю бёс. Также сваты дарили родителям наряды, что говорило об уважении. Родители девушки принимали сватов, угощали и повязывали новые пояса. А перед их отъездом давали энчи – скот для разведения в хозяйстве. Новорожденному ребенку предназначался жеребенок и прочие ценные дары. Обязательным для сватов было посещение дяди невесты по материнской линии не с пустыми руками. Дядя молодой семье дарил нужный скот для хозяйства. После данного ритуала посещение родителей невесты молодой семье разрешалось в любое время в неограниченном количестве.

Как можно понять, родители невесты несли основную материальную ношу и помогали обеспечивать молодую семью. А семья жениха помогала опытом устроить жизнь молодой семье, отвечая за их общее благополучие.

Алтайская свадьба — это традиции целого народа, которые приживались и видоизменялись на протяжении нескольких веков. Современная свадьба Алтая отличается от традиционной, особенно в городах. В каждой республике на сегодняшний день сохранились индивидуальные традиции свадебной церемонии, присущие только данному конкретному региону.

Adblock
detector